Нарушители дисциплины
Одна из проблем с которой сталкивается руководитель семинара заключается в том, что некоторые участники семинара перетягивают внимание на себя.
Скажем, один раз в аудитории был парень, который почти сразу перебил и стал рассказывать о том, как правильно проводить семинары. Чего он добивался я не знаю. Может быть он хотел показать начитанность, а может быть я действительно допустил ляп. Я попросил аудиторию проголосовать кто будет ведущим я или он. На том конфликт был исчерпан.
Часто бывают случаи во время проведения встреч, когда некоторые участники замечают, что в других источниках они читали противоположную информацию.
Дело в том, что буквально на любой тезис можно подобрать антитезис. Например, на тезис “тише едешь - дальше будешь” можно подобрать следующий антитезис: “кто не рискует - тот не пьет шампанское”. Буквально любое утверждение можно оспорить. Утверждения “Бог есть” и “бога нет” одинаково верные и не доказуемые.
Споры о существовании бога могут длиться вечно и не отвечать целям текущего выступления.
Были встречи, когда я поддавался на происки нарушителей спокойствия и только тем и занимался, что отбивался от их вопросов. Позже, по мнению группы, я зря не взял инициативу в свои руки.
Были случаи, когда я сразу давил инициативу и продолжал гнуть свою линию. При этом, скорее всего вопрошающие переходили в разряд обиженных и оскорбленных.
Буквально вчера я подумал, что не правильно вел как в первом так и в другом случае. Не нужно ни поддаваться на провокации и не нужно давить любые высказывания.
Во первых, для того, чтобы отделить пустую критику от действенной, нужно разработать систему квалификационных вопросов. Например, так:
- как вас зовут
- вы работаете на себя или на другого…
- у вас есть опыт в области….
- вы можете рассказать о …
(список вопросов условный)
В зависимости от ситуации или просить выступить перед аудиторией или попросить дать контакты, чтобы позже созвониться чтобы ответить на вопросы.
Не собирая контакты тех, кто критикует вас и не назначая встречу теряется очень хороший канал обратной связи.
Пользуясь случаем, я хочу попросить тех, кто задавал вопрос на моем последнем выступлении, но не получил ответа написать в комментариях. Я хочу с вами созвониться.